Москва
ул. Сущевская, д.12, стр.1, БЦ "Сущевский", оф. 1
+7 (495) 507-11-66
Санкт-Петербург
ул. Захарьевская д. 9 лит. А, пом 2-H
+7 (812) 702-38-08

Учим историю в путешествиях!

Гаврилина Юлия Григорьевна – преподаватель исторических программ «Элефантик», педагог-историк высшей квалификационной категории с 12-летним стажем, соискатель ученой степени кандидата педагогических наук МПГУ, лауреат Гранта Президента РФ в рамках ПНПО-2009, лауреат Гранта Москвы в области образования – 2011.

 «Ура, каникулы!»

                Путешествие. Предвкушение встречи с неизведанным, радость новых открытий, восторг от ярких впечатлений!... Неужели может быть что-то еще интереснее?! Ну, разве что,  путешествие во времени! Возможность совершить увлекательное путешествие в прошлое, научиться находить следы древних эпох в современном мире, разгадывать загадки, которые нам оставили далекие предки – это бесценный опыт, который дополнит палитру красочных впечатлений ребенка от поездки, а возможно и вдохновит на стремление связать с историей свою будущую профессию. 

«Без дат нет истории!»

            История – серьезная наука, тяжелый труд, требующий специальной подготовки. Это даты, события, имена,.. А ведь дети едут отдыхать! И путешествовать! Поэтому  мы предлагаем ребятам именно возможность совершить «путешествие во времени» и получить знания и опыт, которые помогут им в будущем, при желании, отправиться в свой индивидуальный «круиз  по древним эпохам». Задача исторических занятий программ развивающего отдыха с детьми «Элефантик» - открыть юным участникам удивительный мир исторической науки. Увлечь этим открытием, чтобы первые впечатления пробудили неослабевающий интерес к истории.

            Так как же происходит превращение «уроков истории» в «сказочное путешествие во времени»? Волшебство? Наука? Техника?.. Тайна! А точнее, несколько секретов. Во-первых, очень тщательно отбирается содержание. Отправляясь даже в самое обыкновенное путешествие, мы прекрасно понимаем, что ВСЕ увидеть и узнать о новом регионе за один раз не получится. Поэтому, составляя маршрут, стараемся запланировать посещение самых интересных для нас мест. Ведь, нельзя же, в самом деле, «объять необъятное»! В процессе подготовки нового «путешествия во времени», педагог выбирает самые яркие маршрутные точки, таким образом, чтобы они с одной стороны, соответствовали возрастным особенностям и интересам группы, которая отправится в путь, а с другой, - позволили сформировать у участников программы целостное представление об эпохе.

            Большое значение имеет и разнообразие видов деятельности, которые предлагаются ребятам на занятиях. Многие туристы, оправляясь в путь, стараются предусмотреть возможность сочетания различных видов отдыха, чтобы получить максимальное удовольствие от поездки. В какие-то дни почитать книжку на пляже, в другие – отправиться на экскурсию, освоить новые виды спорта, принять участие в развлекательных мероприятиях и т.д. Для того чтобы путешествие во времени в рамках исторических занятий на программах «Элефантик» позволило ребятам получить максимум впечатлений, педагоги предусматривают на маршруте разнообразные активные формы знакомства ребят с историей страны или региона, в который они прибыли.

             Каждое занятие – это тоже маленькое открытие для участников - они снова и снова бегут к педагогу и с любопытством спрашивают, «а что мы сегодня будем делать»? И в самом деле! Ведь интересно все! Ребята с удовольствием, увлеченно и очень эмоционально рассказывают родителям мифы, легенды, истории, с которыми познакомились на занятиях. Например, в рамках программы «Элефантик. Радости Родоса», исторические занятия «Тайны острова Родос» предусматривают знакомство с греческой мифологией. Особенность подхода заключается в стремлении обратить внимание ребят не столько на хитросплетения сюжетных линий мифов, сколько на то колоссальное влияние, которое греческая мифология и, в частности, образы богов и героев, оказали на развитие европейской культуры. Изучение мифов происходит на основе знакомства с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, в которых нашли отражение мифологические сюжеты.

            Такие занятия проходят в малых группах в форме эвристической беседы, что обеспечивает эмоциональный контакт педагога с каждым из ребят. Основная задача -  способствовать формированию первых опытов общения с произведениями искусства исторической тематики. Очень важно научить ребят прислушиваться к своим впечатлениям и делиться ими с другими, сравнивать свои впечатления от мифа с различными произведениями искусства, посвященными этому сюжету, выявлять сходства и различия. Таким образом, происходит и развитие аналитических способностей ребенка, а также усвоение элементов исследовательской деятельности (разумеется, речь идет лишь об основах учебного исследования).  

            В рамках традиционных для «Элефантика» исторических программ в Греции занятия проводятся также и в форме квестов «Нить Ариадны» и «Семь чудес света». Команда участников с педагогом отправляется в путь с маршрутным листом. По прибытии на каждую точку, ребятам необходимо отыскать по определенным следам-подсказкам задание и, выполнив его, отправиться на поиски следующего. Для выполнения заданий ребятам нужно применить знания, полученные на предыдущих занятиях. Дети относятся к таким формам работы как к приключению, с азартом ищут подсказки, с увлечением выполняют задания, стараются блеснуть новыми знаниями. Таким образом, сочетание в квесте игровых технологий, элементов частично-поисковой и исследовательской деятельности способствует активизации познавательной активности юных участников, актуализирует полученные ранее знания. 

            А еще на занятиях ребята с удовольствием разгадывают ребусы и кроссворды, играют, собирают модели древних сооружений, учатся ориентироваться в прошлом с помощью исторических карт, знакомятся с устройством музеев,.. Ну, а первый опыт проведения археологических раскопок оставляет, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений от соприкосновения с историей! Ребята знакомятся с основными этапами работы археологической экспедиции, начиная от поиска предполагаемого места раскопок, заканчивая выдвижением гипотез о принадлежности находок к той или иной эпохе, описанием и подготовкой «частичек истории» к передаче на хранение в музей для дальнейших исследований. После таких занятий юные участники нередко заявляют родителям о своем желании стать настоящим археологом! Вот она, живая история!

            А как же даты?! Даты – это не страшно! Ведь если стало так интересно, что хочется поскорее отправиться на знакомство с новыми эпохами, мифами и героями, то вскоре понимаешь, что даты очень нужны. Хотя бы для того, чтобы не заблудиться, путешествуя … во времени.